В написании сочинений действует такое же правило, как и везде – нужно освоить базовые знания, и лишь потом приступать к практике. Но школьная программа не учитывает этого, и школьники не могут нормально выразить свои мысли и отразить их на бумаге, у них не заложена логическая связь построения текста и изложения каждой своей мысли. Конечно, можно купить специальную книгу и учиться по ней, но там тоже есть свои недостатки – ребенка учат писать творчески и выражать мысль очень красиво, но структура и логика текста сильно страдает. Мы попробуем разобраться и подробно описать, что такое сочинение и как написать его максимально продуктивно. Сразу отметим, что мы пишем не только о школьных, а обо всех текстах, в которых нужно излагать свои мысли.
Статью мы разделим на следующие блоки:
Правила написания сочинений
Во-первых, чтобы написать своё творение нужно определиться с темой. В школьные годы преподаватели сами устанавливали тему для сочинений, нужно было описать главного героя литературного произведения и его отношение к той или иной ситуации. В школе мы всегда писали слово тема, и лишь потом начинали писать. Стоит отметить, что темы в школе были очень сложные, где-то приходилось писать о рассказе и раскрывать свое понимание героев, как они действуют и какие цели преследуют, даже взрослому человеку подчас сложно написать подобное сочинение. Например, нужно было доказать, прав ли автор в произведении и какие события в рассказе больше всего повлияли на сюжет. Желательно немного изменить название темы, чтобы проще было писать. Также в сочинении не стоит использовать все литературные выражения, писать можно и простым языком, самое главное – раскрыть тему до конца.
Во-вторых, после определения темы нужно определиться с основной идеей сочинения. Это значит, что какую-то мысль в теме вы будете раскрывать подробно, и писать, отталкиваясь от нее, где-то вы будете соглашаться с ней, а где-то говорить, что это противоречит вашей идее. Если вы пишите о каком-либо произведении, вы должны аргументировать свое мнение. То есть пишите мысль, а потом в кавычках записываете отрывок из рассказа того или иного автора.
Как построить систему аргументации? Нужно опираться на рассказ и выстраивать логическую цепочку умозаключений о нем, например, если говорить о произведении «Собачье сердце» можно написать следующее.
- Собачье сердце является сатирическим произведением.
- Сатирической трансформацией и появлением нового человека является момент, где продемонстрированы этапы превращения Шарикова.
- Противопоставление и сравнение доктора Броменталя Швондеру и Преображенского.
- Сравнение эксперимента поставленного после революции и эксперимента Преображенского.
- Шариков – полная трагедия для России.
Во время аргументации можно не только соглашаться с темой, но и спорить с ней и приводить свои доводы. Но в таком случае придется думать интенсивнее и писать интереснее, потому что согласиться с темой проще, чем оспорить ее.
Далее вы должны выбрать подходящий материал для опоры, но приступить к этому можно лишь тогда, когда вы подготовили тему и главную идею сочинения. Нужны запоминающиеся цитаты из произведения, но они должны продемонстрировать то, что ваша идея верна так же, как и каждый представленный аргумент. Желательно записать даты написания произведения, это необходимо, если это поэзия. Также понадобятся мнения критиков о произведении и авторе, их профессиональная точка зрения никогда не помешает. В любом тексте важен эпиграф, например, цитата из поэтического текста с указанием названия произведения и автора. Эпиграф производит первое и самое главное впечатление, в нем вы должны выразить свое отношение в выбранной теме во всей красе.
Выбрать материал из крупного прозаичного произведения дело очень сложное. Поэтому когда вы читаете рассказ, сразу же отмечайте интересные цитаты, а особенно – если вы заранее знакомы с темой, подбор цитат будет очень прост. Не стоит рассчитывать на свою память, можете обо всем забыть, поэтому запишите каждый интересный отрывок в блокнот, чтобы использовать его в сочинении. Когда будете выписывать цитаты, будьте внимательны, не допускайте пунктуационных и орфографических ошибок (ошибка в пунктуации может изменить смысл высказывания, что очень опасно).
Заключительный этап – построение логической цепочки высказываний. Чем-то он схож с расследованием детектива, вам нужно предъявлять доказательства, разумеется, они у вас есть в виде аргументов. Вам придется избавиться от многих аргументов, поскольку они могут не пригодиться. Вместе с ними избавьтесь и от ссылок и цитат. Если аргументов не хватает, вновь пролистайте книгу и подберите недостающие. Желательно иметь семь аргументов, этого вам вполне хватит. Но помните, что минимальное количество аргументов – четыре, вы не должны опускаться ниже этой цифры.
Не нужно пихать в сочинение огромное количество аргументов, это лишь испортит впечатление от него и создаст впечатление, что вместо вас думали авторы приведенных цитат, будьте кратки. Далее мы опишем закон композиции литературного произведения, чтобы вы поняли в каком порядке выстроить аргументы. Желательно выстраивать аргументы по следующей схеме – сначала идут аргументы с низким приоритетом, а потом сильные аргументы, с высоким приоритетом.
Композицию можно также назвать как строение произведения, основные его блоки и кирпичики, из которого выстраивается логическая связь в рассказе. Сейчас мы приведем основные блоки, которые должны быть в любом сочинении.
- Экспозиция – задачи автора и первичный рассказ обо всех событиях, которые будут в рассказе.
- Завязка – основная сцена и конфликт, который закладывает фундамент сюжету.
- Развитие действия – обострение конфликта и раскрытие новых подробностей сюжета.
- Кульминация – самый важный этап, где происходит разворот событий и конфликт становится настолько интенсивным, что требует разрешения.
- Развязка – связанное разрешение конфликта.
- Заключение – излечение выводов и полное завершение произведения.
Пользуйтесь данной последовательностью разворота событий, и вы обязательно напишите интересный рассказ или сочинение. Этот закон важен во всех текстах, если его не соблюдать у читателя останется множество вопросов, а читать будет неинтересно. Наполнение каждого блока должно зависеть от тематики и основной идеи творения, где-то длинной будет кульминация, а где-то завязка, но такое смещение приоритетов доступно лишь опытным писателям, новичкам лучше соблюдать баланс между блоками. В школьном произведении блоком, где вы знакомитесь с темой, является завязка. Помните, что можно опираться на статьи критиков, потому что сочинение и статьи критиков очень схожи между собой и структура текста практически одинаковая.
Как видите, нет ничего сложного. Главное – придерживаться структуры текста и логической линии, тогда вы сможете написать обо всем на свете не менее красиво, чем русские поэты. В конце подведем итоги всего вышесказанного.
- Вникните в тему сочинения.
- Сформулируйте главную идею.
- Составьте систему аргументации.
- Подберите все ссылки и цитаты.
- Составьте композицию сочинения.
Ответы на популярные вопросы
Попробуем ответить на самые частые вопросы.
План нужно переписывать в чистовик и нужно ли его вообще составлять?
Вы должны написать план в своем блокнотике и опираться на него в ходе работы. Вы понимаете, что если написать план в чистовике, преподаватель обязательно заметит ошибки и неправильное оформление сочинения, и, конечно же, снизит оценку. Преподаватель никогда не смотрит черновик.
Преподаватель проверяет черновик?
Все оценки выставляются исходя из того, что вы написали в чистовике. Не один преподаватель не смотрит в черновик и не оценивает эту работу, даже если вы допустили ошибку в своем чистовике, но не допустили ее в черновике – вам зачтут ошибку. Преподаватель проверит черновик, если вы настоятельно будете просить об этом.
Что если абитуриент для свободной третьей темы захочет выбрать произведение, которое не читал никто из экзаменаторов?
В каждом институте работают очень опытные преподаватели, если никто не читал подобное произведение, это значит, что оно непопулярное и неизвестное. А это значит, что знания литературы у абитуриента достаточно низкие. К тому же преподаватели имеют доступ к университетской библиотеке, где есть вся необходимая литература. Также в такой ситуации рекомендуем прочитать статью: как сдать экзамен, если не учил его.
Эпиграф обязателен?
Если вы не напишите эпиграф, никто не занизит вам оценку. Нужно отталкиваться о того, какую цель несет сочинение и о чем оно пишется. Но если вы приводите эпиграф, вам нужно правильно оформить его и соблюдать все правила.
Что если я заменю некоторые слова в цитате?
Если вы напишите цитату по-своему, вам зачтут ошибку. Цитата – это мысль автора, выраженная его словами, и если вы замените хотя бы одно слово, это будет чужая мысль. Лучше перепроверьте цитату и напишите так, как требуется.
Стихи нужно цитировать в строчку или в столбик?
Цитируйте стихи так, как вам удобнее. Можете столбиком, можете строчкой.
Пишут ли сочинения в форме стихотворения?
Стихотворный стиль написания вряд ли подойдет для анализа художественного произведения, конечно, люди пытались делать попытки, но они не увенчались успехом.
Если я исправил что-то в тексте, это считается ошибкой?
Нет, это не является ошибкой. Если вы исправили ошибку правильно, проблем не будет, другое дело, если вы исправили ошибку на ошибку.
Какую оценку мне поставят, если преподаватель понял, что я списал со шпаргалки?
Если преподаватель обнаружит списанное сочинение, он поставит двойку обоим. А если он отобрал у вас шпаргалку и выяснил, что вы пытались списать сидя в аудитории, двойку поставят только вам.
Шпаргалка по написанию сочинений
- Продумайте тему произведения, каждое слово будет очень важным. Займитесь определением цели и главной мысли.
- Отдельно задумайтесь над основной мыслью, как вы будете ее раскрывать? Напишите подробный план.
- Соблюдайте структуру текста и последовательность.
- Используйте образное мышление и выражайте мысли через образы.
- Не пренебрегайте одними и теми же словами, текст становится занудливым, если одно и тоже словосочетание встречается много раз во время чтения.
- Раскройте свое отношение к сочинению.
- Обязательно извлеките урок и сделайте конечные выводы.
- В конце нужно перечитать предложение, проверить, есть ли ошибки в тексте? Если какой-то блок в сочинении раскрыт не полностью – раскройте его до конца, также проследите, чтобы главная мысль была полностью раскрыта.
- Обратите внимание на свой стиль изложения, насколько он для вас привлекателен?
И помните самое главное правило – текст должен быть интересен, у читателя должно появиться желание дочитать ваше сочинения до конца.
Обязательно прочитайте нашу статью о том, как писать статьи, она поможет дополнить изложенный материал.
Спасибо!