Все методы детской психотерапии, в сущности, преследуют одну и ту же цель – изучение и положительное влияние, на ребенка любого возраста, учитывая психологические аспекты его воспитания и развития.
Изучение детской психологии и уникальных особенностей и отклонений в психическом развитии детей младшего и подросткового возраста призвано влиять на самого ребёнка, атмосферу и людей, которые его окружают.
В статье рассмотрим:
Особенности психологии воспитания детей
Будучи ребенком, человек может столкнуться с различными проблемами персонального, семейного и общественного характера, например, со страхами, комплексами, проблемами со здоровьем, сложными взаимоотношениями с близкими родственниками, детьми и преподавателями. Для исправления и правильного развития личности малыша применяются методики детской психотерапии, которые совершенно отличается по структуре и тонкости от так называемой “взрослой психологии”.
Обосновывается это тем, что ребенок в силу возраста не является сформировавшейся личностью, имеет особенную реакцию на воздействие окружающей среды, которая выражается в чрезмерной чувствительности. Также ребенок может быть склонен к придумыванию несуществующих фактов, остро реагировать на происходящее или поддаваться внушению более сильных и авторитетных людей.
Помимо этого, невозможно не отметить роль тесных взаимоотношений, возникающих между матерью и ребенком с первых дней его существования. Этим объясняется то, что особое значение данной отрасли уделяется глубокой работе над отношениями матери и дитя, и чем меньше возраст ребенка, тем более значима для него связь с мамой.
Однако, если говорить о практике общения с детьми, подобную терапевтическую работу обычно проводят в специализированных местах, например, в центрах психотерапевтической помощи. В них созданы все условия для детей дошкольного возраста. Подобные центры дают возможность детям играть, творить своими руками из пластилина и глины, рисовать, в детских комнатах имеются игрушки в виде героев любимых детских мультфильмов. Конечно, к оборудованию таких уникальных и интересных помещений подходят с научной точки зрения сами врачи-психотерапевты. Для каждого случая подбираются уникальные методы терапии.
Применение тех или иных лечебных методик выявляется после анализа особенностей детского развития, характерного для каждого определенного возрастного этапа у детей. Период от рождения до трёхлетия называется соматовегетативным уровнем, в возрасте от четырех до семи лет – психомоторным уровнем, период от пяти до десяти лет, когда у ребёнка в связи с поступлением в школу меняется окружающая среда, называется аффективным уровнем, в подростковый период от одиннадцати до семнадцати лет – эмоционально-идеаторным. Каждому этапу развития ребенка характерны свои особенности развития нервно-психического состояния.
Детская психотерапия
В возрасте, когда ребёнок делает первые шаги в формировании своего мнения, мировоззрения, осознании своей личности – от двух с половиной до четырёх лет, в детской психотерапии используется совокупность методик, направленных на исправление неверного воздействия на ребенка со стороны семьи, проводится семейная терапия. Также, на этом этапе, посредством детских игр, ребёнок учится адекватно взаимодействовать с другими детьми того же возраста.
Как при воспитании ребенка, так и при психотерапии необходимо учитывать темперамент ребенка, так как то, что подходит одному ребенку, может не подходить другому.
В период от четырёх до семи лет ребенок уязвим и застенчив. Для этого этапа характерно применение семейного и социального, группового воздействия. Целью этой методики является устранение у ребенка страха перед другими людьми, формальное преодоление комплексов во время игры.
В возрасте семи-восьми лет, в период начального образования, у ребенка происходит интеграция в коллектив, адаптация к взаимодействию с группой сверстников и преподавателей. В этот момент с ребенком проводятся персональные тренинги по выявлению собственной позиции, обучая его выражать и отстаивать своё мнение. Похожие особенности развития присущи и следующему этапу развития ребенка – девять-одиннадцать лет, когда происходит более глубокое внедрение человека в социум.
В подростковом периоде, длящемся до двадцати лет, особое внимание уделяется ориентированию личности, осуществляемому в виде структуры модели семьи или коллектива, при этом поведенческие гипносуггестивные методы становятся уже бесполезными, и в данный возрастной период их не используют.
Для того, чтобы способствовать раскрытию детским психотерапевтом слабых мест в психике ребенка, существует немалое количество методик для привлечения детского внимания, среди которых можно выделить игровой метод, песочную психотерапию и сказкотерапию.
Методы детской психотерапии
- Суть игровой психотерапии заключается в «непостановочном» общении и наблюдении за поведением ребенка в комфортных для него условиях. Психолог анализирует действия ребенка, его выраженные страхи, комплексы, обиды, недопонимание, злость по отношению к другим. Итогом данной терапии должно служить умиротворение ребенка, осознание ответственности за собственные действия, гармоничный контакт с окружающими.
- Похожие цели ставит перед собой и песочная терапия. Ребенок, находясь в естественной обстановке, без влияния других детей играет с фигурками из песка, раскрывает свою личность, таким образом самовыражаясь, и давая психологу возможность заметить свои переживания, мечты, радости и ожидания от будущего. Если ребенок замкнут и не показывает внутренние конфликты в самом себе, очень раним, прямой контакт с терапевтом-психологом может оказаться для него невероятно некомфортным. Именно для таких детей песочная психотерапия подходит лучше всего.
- Одной из самых детских методик признана сказкотерапия, направленная на поиск детского корня в сознании любого человека. Сказки формируют мировосприятие в человеке, вырабатывают в нем морально-этические, поведенческие нормы в обществе и личной жизни, способствуют развитию воображения. Сказки являются неформальным воспитателем ребёнка, моделью поведения для него в дальнейшей жизни. На примере злых и положительных героев, сказкотерапия выявляет в ребенке латентные страхи и сомнения, помогает выработать наиболее оптимальную модель поведения в каждой конкретной ситуации, разрушить дисгармонию, выраженную обликом отрицательных героев, с помощью светлой гармоничной силы добрых, положительных персонажей.
- Одной из отраслей сказкотерапии можно назвать библиотерапию, где художественные произведения являются одним из рычагов детской психотерапии.
Разумеется, это далеко не все психотерапевтические методики, используемые при коррекции детского поведения. Существует множество школ детской психотерапии, каждой из которых присущи свои уникальные методы терапии и адаптации ребенка в обществе, однако, наиболее эффективным универсальным методом является комбинирование всех перечисленных способов и индивидуального подхода к каждому ребенку. И не забывайте, что Вашему чаду необходимо быть здоровым не только психологически, поэтому помните о правильном питании ребенка.
Всем доброго времени суток! Мне 30 лет. Я практически 2 года страдала от панических приступов после смерти моей бабушки. Я не могла спокойно выйти из дому, спать, кушать. Я очень сильно похудела и не была похожа сама на себя! Но, в один прекрасный момент моя хорошая знакомая посоветовала мне походить на консультации и пройти курс посещения психотерапевта. Я пошла в один центр, которые мне очень хвалила все та же знакомая. Сначала я скептически относилась к этим занятиям и думала, что это напрасная трата времени, но пройдя весь курс, мне стало намного легче, ко мне вернулся аппетит, я снова начала радоваться… Read more »