В прошлой статье мы рассказывали про лизинг, сегодня мы решили коснуться темы франчайзинга.
Франчайзинг является системой продвижения товаров и/или услуг на рынке, а также различных технологий, которые базируются на тесном и длительном сотрудничестве между финансово и юридически независимыми сторонами, — франчайзи и франчайзером.
В этой системе одно лицо будет передавать другому права, и определять обязательства производить весь бизнес, соответственно от своей концепции. Данные права за собой влекут и обязанности франчайзи, в обмен на косвенное или прямое вознаграждение в финансовом эквиваленте, возможность применять товарный знак либо торговую марку франчайзера, его нововведения, правила и т.п. А также способы организации бизнеса или технологию, процедуры и остальные права на интеллектуальную либо производственную собственность, при длительной поддержке в вопросах организации бизнеса со стороны франчайзера. Все это происходит при обязательном заключении договора обеими сторонами и в период его действия.
Всю базовую сущность франчайзинга можно определить кратко таким образом: обмениваясь положительными сторонами уже проверенной в работе концепции и методов ведения бизнеса с определенной торговой маркой, франчайзи будет делиться с франчайзером своим бизнесом, в некоторой его части.
Далее мы рассмотрим:
Виды франчайзинга
Существует насколько видов, на которые делиться франчайзинг, а именно: товарный, сбытовой, деловой и промышленный.
Следует сказать, что сбытовой вид применяется производителем различных товаров для определения одной разветвленной сбытовой сети, работа которой пребывает под его полным контролем.
Еще один вид – это товарный, он определяется передачей исключительных прав на работу с продукцией, которую выпускает франчайзер на конкретной территории и под его товарным знаком. Франчайзи будет в этом случае одним независимым реализатором такого товара на определенной территории и эксклюзивным представителем данной торговой марки. Главным условием такой сделки считается и то, что франчайзи может делать закупки продукции лишь у своего франчайзера и в полной мере отказывается от продажи похожих товаров остальных фирм, которые могут служить в виде конкурентов.
В свою очередь промышленный вид данной сделки определяет собой возможность передачи прав на производство и реализацию продукции под торговым знаком с применением технологии производства, сырья материалов, либо базового компонента продукции, которые являются запатентованными. Данный вид франчайзинга чаще всего используется в создании разных безалкогольных напитков (к примеру, Coca-Cola либо Pepsi).
Последний вид – деловой, который в своем роде определяется передачей не только лишь знака товара, но так же и технологии организации бизнеса, апробированной и отработанной фирмой-исходником. Использование такого вида (его еще называют “бизнес-формат”) показательно для предприятий, которые занимаются общественным питанием, прокатом и бытовым обслуживанием, деловыми и профессиональными услугами бизнесу и населению. В этом случае, франчайзи должен взять на себя обязанности работать исключительно в соответствии со стратегией франчайзера на рынке, с его методами планирования и ведения управления, полностью работать с соблюдением технических требований, стандартов и условий обеспечения хорошего качества. Также он должен принимать участие в программах развития и обучения производства, полностью отвечать за результаты в экономических показателях своей работы. Данный вид франчайзинга определятся полностью тесным контактом сторон, обменом информацией, полной регламентацией работы и высокой ответственности фирмы франчайзи.
Особенности франшизы
Франшиза является определенного рода соглашением между сторонами, которое обеспечивает человеку либо определенной группе людей право реализовывать продукцию либо сервис, применяя торговую марку иного бизнеса.
У франчайзи остается право реализовывать продукт либо определенную услугу, применяя методы франчайзора. Журнал LuckyFamilyMan.ru хочет отметить, что франчайзи вынужден выплачивать франчайзеру конкретные комиссии и роялти в обмен на данные права. Последний обязуется предоставлять данные права и полностью оказывать поддержку франчайзи. В данном значении франчайзинг – это не бизнес либо индустрия, а метод, который используется бизнесом в качестве маркетинга и реализации их продуктов либо услуг. Необходимо отметить, что и обе стороны полностью заинтересованы в успешном продвижении бренда и постоянными потребителями.
Есть два типа франшиз, а именно: и франшиза товара и торговой марки, а также франшиза бизнеса.
Что касается франшизы бизнеса, то она предлагает огромное количество разнообразных услуг для франчайзи. Ему будет предоставляться право применять торговые марки и логотипы, вся система работы в бизнесе. Ему предлагают помощь с определением места, дизайном, наймом и тренировкой персонала, маркетингом и рекламой, доставкой материалов и другое. Франчайзи производит единовременную выплату (иногда это будет называться «купить франшизу») и дает согласие постоянно оплачивать роялти франчайзеру, которые дадут возможность ему проводить исследования, совершенствовать и поддерживать полностью систему бизнеса.
Есть огромное количество примеров подобного формата франчайзинга. Тут стоит вспомнить и агентства недвижимости, рестораны быстрого питания, службы по набору персонала, магазины, парикмахерские и другое.
Что нужно, и с чего начать франчайзинг?
Для начала следует сделать уникальное предложение на рынке. Другими словами, требуется полностью ответить на вопрос – почему имеет успех мой бизнес, и почему он будет иметь значение для моих будущих партнеров?
Далее, методом внутреннего аудита вашей компании следует дать оценку степени готовности к реализации этого проекта. После чего следует создать модель и настроить базовые параметры франчайзингового проекта.
На следующих этапах создается документ, который регламентирует вопрос взаимодействия франчайзера и франчайзи, даже формируется проектная команда, определяются зоны ответственности за выполнение проекта.
На последних этапах происходит подготовка договорной базы и производится пилотный запуск.
Отправить отзыв или комментарий